Toondoo http://www.toondoo.com
Toondoo на сегодняшний день является наиболее известной средой для создания комиксов с массой возможностей.
Комикс в нашей культуре выглядит "инородцем,
потому что наша цивилизация преимущественно вербальная.
Первое и главное средство общения для нас - язык, в
то время как главнейший орган, доставляющий информацию
к головному мозгу - глаза. Возможно, поэтому комиксы
у нас и не жалуют. Хотя комикс, как мне кажется, как
раз и пытается решать это величайшее противоречие нашей
цивилизации, противоречие человеческого тела и речевого
сознания. Второе обстоятельство, вводящее всех нас в
заблуждение, отталкивающее от комикса и заставляющее
относиться к нему с пренебрежением, - это перевод самого
слова "комикс". "Комикс" - значит
смешной, весёлый. Но комиксы бывают и несмешными, они
бывают драматическими, трагическими и просто серьёзными.
Протестантские, католические средства массовой информации,
например, очень активно используют комиксы как средство
ознакомления людей с христианскими сюжетами. Комикс
не должен замыкаться в нашем представлении в рамках
комизма, это в корне неверно. Комикс - вещь серьёзная.
Лучший комикс - это комикс иронический, к какому бы
жанру он ни принадлежал. Ирония лежит в основе поэтики
комикса. А ирония - материя тонкая, это самый интеллектуальный
вид комического. В комиксах крайне редко, а в российских,
по-моему, вообще никогда философия не выходит наружу,
такие моменты прямого выхода философии есть в западноевропейских
комиксах - они-то, эти моменты, ошарашивают и заставляют
искать журналы с хорошими западными комиксами. Все вопросы,
поставленные в антропологии, - жизнь, смерть, свобода
воли и предопределение и т.д., - все они поставлены
в комиксах, И в этом смысле комиксы не уступают старым
формам искусства. Третье обстоятельство, заставляющее
нас относиться к комиксу, по меньшей мере, снисходительно,
это убеждение в том, что комиксы создаются исключительно
для детей. А это тоже неверно. Существует великое множество
комиксов для взрослых. Наиболее известны политические
комиксы, хотя сейчас со страниц нашей печати они исчезли,
а в 1960-е годы в том же "Крокодиле" они занимали
много места. Зато сейчас пышным цветом расцвёл эротический
комикс, появились псевдоисторические, приключенческие
комиксы, фэнтези и т. д. Мне очень близко направление,
развивающее традиции лубочного рисунка и вообще вводящее
в мир комикса мотивы русских сказок, прежде всего сатирических.
Не секрет, что жанр фольклорной сказки пребывает сейчас
не в лучшем своём состоянии. Если волшебная сказка и
сказка о животных ещё как-то существуют в изданиях для
детей, то сатирическая сказка близка к исчезновению.
Зато теперь она попала в мир комикса, где, судя по всему,
чувствует себя неплохо, расцветает, причём на современном
материале, что для народной сказки очень важно. Очень
любопытно мне было заметить, что в мир комикса уходят
известные детские писатели. Например, Андрей Тру, Валерий
Роньшин, Олег Кургузов, последний, кстати, является
лауреатом престижной международной премии Януша Корчака.
Он сотрудничает с художником Андреем Снегирёвым, поставляет
ему тексты и сюжеты. То есть налицо процесс смыкания
современного детского литературного процесса и мира
комикса. И его результат обещает быть очень интересным.
Кстати, это далёко не первое пришествие детских писателей
в мир комикса. Если вспомнить расцвет нашей детской
литературы 1920-1930-х годов, и, в частности, популярные
детские журналы "Чиж" и "Ёж", то
их популярность во многом объяснялась именно тем, что
на страницах можно было найти комиксы о приключениях
Макара Свирепого. Маленький Валентин Берестов, будущий
классик детской поэзии, стоял у калитки и ждал почтальона,
который принесёт очередной номер журнала, чтобы включиться
в увлекательную игру, которую предлагал замечательный
детский писатель Николай Олейников, выступавший на страницах
журнала под псевдонимом Макар Свирепый. Тексты для детских
комиксов поставлял в 1930-е годы и гений русского абсурда
Даниил Хармс. Иными словами, пока мы судили и рядили,
есть у нас комикс или его нет, имеет он право на существование
или не имеет, комикс расцвёл и структурировался в свою
жанровую систему. Мир комиксов обладает системой стилей,
своих авторских школ, там существуют свои моды, свой
сленг. Это некая образующаяся на наших глазах ниша субкультуры.
И не считаться с ней нельзя. Более того, не стоит недооценивать
потенциал комиксов. Комиксы активно используются в рекламе,
это известно. Почему рекламщики любят комикс? Потому
что он превосходно доносит до сознания людей информацию,
он - прекрасный информатор. Другое дело, что это за
информация. Пока комиксы насыщают информацией легковесном,
развлекательной. Но комиксы способны оказывать влияние
на сознание человека, может быть, даже большее, чем
литература, хотя и это влияние более грубое, прямолинейное.
И прежде всего это касается сознания тех, кто не привык
и не любит читать книжки.
Отношение к комиксу как к второсортному продукту культуры
может объясняться еще и тем, что в мире отечественного
комикса нам ещё не явился гений, подобный Бидструпу.
Конечно, я знаю далеко не всё и не всех, но всё-таки
какие-то интересные имена назвать могу, они появляются.
Например, Андрей Тру, Андрей Снегирёв, Андрей Аёшин.
Это всё очень разные миры, но таланты, их создавшие,
очевидны. И то, что наши художники частенько критикуют
американские, японские комиксы и с большим вниманием
относятся к западноевропейскому высококлассному комиксу,
тоже обнадёживает и позволяет надеяться на скорое появление
среди них явления общенационального масштаба. Если внимательно
посмотреть на тех, кто сегодня у нас в стране создаёт
комиксы, то мы увидим, что среди них много непрофессиональных
художников. Для многих из них комикс - это хобби, ставшее
профессией. Они объединяются в ассоциации, выпускают
СВОИ журналы, проводят свои фестивали, у них есть свои
закрытые клубы, сайты в Интернете и т.д. Повторяю, это
отдельная форма субкультуры. И то, что в этой субкультуре
довольно много непрофессионалов, роднит мир комикса
с народным искусством. Вполне возможно, что это новая
форма народного творчества. Тут можно вспомнить лубок,
но, в отличие от лубка, комикс - авторское искусство,
и художники очень внимательно относятся к вопросу авторских
прав. Более того, увлечение комиксами у многих из них
началось к школе, многие нынешние художники комиксов
- это талантливые двоечники с последней парты, которые,
вместо того чтобы слушать скучные объяснения учителя,
рисовали комиксы. И со временем это их спонтанное детское
творчество стало вполне взрослым, осознанным занятием.
Взрослые - педагоги и родители - должны принять комикс,
это незаконнорождённое дитя искусства XX века. Возможно,
для этого им придётся взять в руки фломастер и начать
рисовать с ребёнком первый в его жизни комикс. Мне кажется,
что вполне воспринимать комикс может только тот, кто
сам поиграл в эти картинки, примерил на себя роль творца.
Комикс - очень молодое искусство. Не ругать комикс надо,
а изучать. Как и в литературе, должен вестись отбор
художников и издателей и устанавливаться какая-то планка
качества. Отрадно, что комиксы используются в учебном
процессе, например при изучении иностранных языков.
Комиксы здесь имеют массу преимуществ перед другими
традиционными учебными средствами, в частности, перед
учебными фильмами на иностранных языках. В отличие от
тянущегося времени фильма комикс членится на фрагменты
и человеку не надо поспевать за заданным в фильме темпом.
Комикс в этом смысле более органичен. Комикс проник
в учебники для начальной школы. Да, пока он там представлен
слабо, это ещё нельзя назвать тенденцией, но брешь пробита,
прецедент создан, что радует, И ещё. Не надо путать
литературу с комиксом. И не только некорректно, но и
в корне неверно называть комиксы кратким пересказом
литературных произведений. Да, есть комиксы, которые
сделаны на материале известных литературных текстов.
Существует "Анна Каренина" в комиксах, "Война
и мир", "Пиковая дама"... Поначалу я
возмущалась, глядя на подобные веши, а потом подумала:
"Это же просто смешно!" Когда художник берёт
мировой шедевр и перелагает его в комикс, он, по сути,
создаёт пародию на шедевр. Это нельзя считать ни переводом,
ни переложением, художник создаёт своё собственное произведение
с использованием общеизвестной литературной модели.
И на обложке комикса должно значиться не имя автора
литературного текста, а имя художника. А литературного
героя цивилизованные читатели и зрители и так узнают,
узнают и посмеются. Так что к подобным вещам стоит относиться
со здоровым чувством юмора. Но в обязательную школьную
программу я бы их не включала, и не потому, что они
оскорбляют имена великих писателей, а исключительно
по скупости часов, отведённых на литературу в учебном
процессе.
Источник: http://www.comics.com.ua/node/852
Комментариев нет:
Отправить комментарий