Комиксы

Toondoo на сегодняшний день является наиболее известной средой для создания комиксов с массой возможностей.
Комикс в нашей культуре выглядит "инородцем, потому что наша цивилизация преимущественно вербальная. Первое и главное средство общения для нас - язык, в то время как главнейший орган, доставляющий информацию к головному мозгу - глаза. Возможно, поэтому комиксы у нас и не жалуют. Хотя комикс, как мне кажется, как раз и пытается решать это величайшее противоречие нашей цивилизации, противоречие человеческого тела и речевого сознания. Второе обстоятельство, вводящее всех нас в заблуждение, отталкивающее от комикса и заставляющее относиться к нему с пренебрежением, - это перевод самого слова "комикс". "Комикс" - значит смешной, весёлый. Но комиксы бывают и несмешными, они бывают драматическими, трагическими и просто серьёзными. Протестантские, католические средства массовой информации, например, очень активно используют комиксы как средство ознакомления людей с христианскими сюжетами. Комикс не должен замыкаться в нашем представлении в рамках комизма, это в корне неверно. Комикс - вещь серьёзная. Лучший комикс - это комикс иронический, к какому бы жанру он ни принадлежал. Ирония лежит в основе поэтики комикса. А ирония - материя тонкая, это самый интеллектуальный вид комического. В комиксах крайне редко, а в российских, по-моему, вообще никогда философия не выходит наружу, такие моменты прямого выхода философии есть в западноевропейских комиксах - они-то, эти моменты, ошарашивают и заставляют искать журналы с хорошими западными комиксами. Все вопросы, поставленные в антропологии, - жизнь, смерть, свобода воли и предопределение и т.д., - все они поставлены в комиксах, И в этом смысле комиксы не уступают старым формам искусства. Третье обстоятельство, заставляющее нас относиться к комиксу, по меньшей мере, снисходительно, это убеждение в том, что комиксы создаются исключительно для детей. А это тоже неверно. Существует великое множество комиксов для взрослых. Наиболее известны политические комиксы, хотя сейчас со страниц нашей печати они исчезли, а в 1960-е годы в том же "Крокодиле" они занимали много места. Зато сейчас пышным цветом расцвёл эротический комикс, появились псевдоисторические, приключенческие комиксы, фэнтези и т. д. Мне очень близко направление, развивающее традиции лубочного рисунка и вообще вводящее в мир комикса мотивы русских сказок, прежде всего сатирических. Не секрет, что жанр фольклорной сказки пребывает сейчас не в лучшем своём состоянии. Если волшебная сказка и сказка о животных ещё как-то существуют в изданиях для детей, то сатирическая сказка близка к исчезновению. Зато теперь она попала в мир комикса, где, судя по всему, чувствует себя неплохо, расцветает, причём на современном материале, что для народной сказки очень важно. Очень любопытно мне было заметить, что в мир комикса уходят известные детские писатели. Например, Андрей Тру, Валерий Роньшин, Олег Кургузов, последний, кстати, является лауреатом престижной международной премии Януша Корчака. Он сотрудничает с художником Андреем Снегирёвым, поставляет ему тексты и сюжеты. То есть налицо процесс смыкания современного детского литературного процесса и мира комикса. И его результат обещает быть очень интересным. Кстати, это далёко не первое пришествие детских писателей в мир комикса. Если вспомнить расцвет нашей детской литературы 1920-1930-х годов, и, в частности, популярные детские журналы "Чиж" и "Ёж", то их популярность во многом объяснялась именно тем, что на страницах можно было найти комиксы о приключениях Макара Свирепого. Маленький Валентин Берестов, будущий классик детской поэзии, стоял у калитки и ждал почтальона, который принесёт очередной номер журнала, чтобы включиться в увлекательную игру, которую предлагал замечательный детский писатель Николай Олейников, выступавший на страницах журнала под псевдонимом Макар Свирепый. Тексты для детских комиксов поставлял в 1930-е годы и гений русского абсурда Даниил Хармс. Иными словами, пока мы судили и рядили, есть у нас комикс или его нет, имеет он право на существование или не имеет, комикс расцвёл и структурировался в свою жанровую систему. Мир комиксов обладает системой стилей, своих авторских школ, там существуют свои моды, свой сленг. Это некая образующаяся на наших глазах ниша субкультуры. И не считаться с ней нельзя. Более того, не стоит недооценивать потенциал комиксов. Комиксы активно используются в рекламе, это известно. Почему рекламщики любят комикс? Потому что он превосходно доносит до сознания людей информацию, он - прекрасный информатор. Другое дело, что это за информация. Пока комиксы насыщают информацией легковесном, развлекательной. Но комиксы способны оказывать влияние на сознание человека, может быть, даже большее, чем литература, хотя и это влияние более грубое, прямолинейное. И прежде всего это касается сознания тех, кто не привык и не любит читать книжки.
Отношение к комиксу как к второсортному продукту культуры может объясняться еще и тем, что в мире отечественного комикса нам ещё не явился гений, подобный Бидструпу. Конечно, я знаю далеко не всё и не всех, но всё-таки какие-то интересные имена назвать могу, они появляются. Например, Андрей Тру, Андрей Снегирёв, Андрей Аёшин. Это всё очень разные миры, но таланты, их создавшие, очевидны. И то, что наши художники частенько критикуют американские, японские комиксы и с большим вниманием относятся к западноевропейскому высококлассному комиксу, тоже обнадёживает и позволяет надеяться на скорое появление среди них явления общенационального масштаба. Если внимательно посмотреть на тех, кто сегодня у нас в стране создаёт комиксы, то мы увидим, что среди них много непрофессиональных художников. Для многих из них комикс - это хобби, ставшее профессией. Они объединяются в ассоциации, выпускают СВОИ журналы, проводят свои фестивали, у них есть свои закрытые клубы, сайты в Интернете и т.д. Повторяю, это отдельная форма субкультуры. И то, что в этой субкультуре довольно много непрофессионалов, роднит мир комикса с народным искусством. Вполне возможно, что это новая форма народного творчества. Тут можно вспомнить лубок, но, в отличие от лубка, комикс - авторское искусство, и художники очень внимательно относятся к вопросу авторских прав. Более того, увлечение комиксами у многих из них началось к школе, многие нынешние художники комиксов - это талантливые двоечники с последней парты, которые, вместо того чтобы слушать скучные объяснения учителя, рисовали комиксы. И со временем это их спонтанное детское творчество стало вполне взрослым, осознанным занятием. Взрослые - педагоги и родители - должны принять комикс, это незаконнорождённое дитя искусства XX века. Возможно, для этого им придётся взять в руки фломастер и начать рисовать с ребёнком первый в его жизни комикс. Мне кажется, что вполне воспринимать комикс может только тот, кто сам поиграл в эти картинки, примерил на себя роль творца. Комикс - очень молодое искусство. Не ругать комикс надо, а изучать. Как и в литературе, должен вестись отбор художников и издателей и устанавливаться какая-то планка качества. Отрадно, что комиксы используются в учебном процессе, например при изучении иностранных языков. Комиксы здесь имеют массу преимуществ перед другими традиционными учебными средствами, в частности, перед учебными фильмами на иностранных языках. В отличие от тянущегося времени фильма комикс членится на фрагменты и человеку не надо поспевать за заданным в фильме темпом. Комикс в этом смысле более органичен. Комикс проник в учебники для начальной школы. Да, пока он там представлен слабо, это ещё нельзя назвать тенденцией, но брешь пробита, прецедент создан, что радует, И ещё. Не надо путать литературу с комиксом. И не только некорректно, но и в корне неверно называть комиксы кратким пересказом литературных произведений. Да, есть комиксы, которые сделаны на материале известных литературных текстов. Существует "Анна Каренина" в комиксах, "Война и мир", "Пиковая дама"... Поначалу я возмущалась, глядя на подобные веши, а потом подумала: "Это же просто смешно!" Когда художник берёт мировой шедевр и перелагает его в комикс, он, по сути, создаёт пародию на шедевр. Это нельзя считать ни переводом, ни переложением, художник создаёт своё собственное произведение с использованием общеизвестной литературной модели. И на обложке комикса должно значиться не имя автора литературного текста, а имя художника. А литературного героя цивилизованные читатели и зрители и так узнают, узнают и посмеются. Так что к подобным вещам стоит относиться со здоровым чувством юмора. Но в обязательную школьную программу я бы их не включала, и не потому, что они оскорбляют имена великих писателей, а исключительно по скупости часов, отведённых на литературу в учебном процессе.
Источник: http://www.comics.com.ua/node/852

Комментариев нет:

Отправить комментарий